Согласно теории английского экономиста А.Смита, стоимостное выражение должно служить уравновешивающей силой спроса и предложения, а рыночный взгляд на будущую выгоду обладателя объекта недвижимости меняется в зависимости от количественных и качественных факторов.
Анализируя понятие стоимости, приходится сопоставлять цену и стоимость, причем эти понятия, как подтверждает практика, не являются тождественными. Ярким примером является ситуация на рынке недвижимости по отдельно взятому региону, например, когда продаются квартиры недорого в Орле, но цена их может отличаться от средней рыночной стоимости жилья. Аналитики объясняют это понятием «поправки на сделку», зависящим от целого ряда причин (стабильности рынка, наличия аналогов). Фактически с учетом «поправок» на сделку происходит корректировка цены.
Современному рынку недвижимости известны разные виды стоимости, которые служат конкретным задачам субъектов рыночных отношений. Главная задача оценщика состоит в том, чтобы профессионально отнестись к выбору определенного вида стоимости, поскольку каждый вид стоимости имеет свою область применения, определенные ограничения. Стоимость объектов недвижимости зависит от целого ряда объективных макро-, микроэкономических факторов, связанных с психологическим феноменом массового сознания (рекламы, инфляционных ожиданий), а также факторов, влияющих на цену и скорость продажи квартир.
Основным и наиболее существенным критерием сделки является степень выгоды от ее совершения для обеих сторон, но каждый склонен вкладывать в это понятие свой особый смысл. Так, для одних продавцов деньги ценнее всего остального, поэтому они согласны ждать бесконечно долго своего клиента, ни за что не давая возможности купить дома в Орле по сниженной цене. Другой продавец стремится как можно скорее получить средства, действуя по принципу «время-деньги». Существует также категория продавца, который дорожит надежным покупателем, могущим гарантировать жесткое соблюдение порядка оплаты. Примечательно, что во время переговоров меняют, как правило, приоритеты между собственной мотивацией и объективными факторами, возникающими по независящим причинам.
В конечном итоге, продавец и покупатель вполне могут оформить взаимовыгодную сделку, не разочаровавшись, впоследствии, по ее итогам.